На машине в Финляндию: из Питера в Ювяскюля
Полагаю, не стоит расписывать в деталях путь из самого Питера до границы. Самый неопытный российский водитель способен рассказать об особенностях езды на автомобиле по территории России не в пример больше, чем автор этого текста. В самом деле, чего интересного может написать украдкой выползающий на шоссе «Скандинавия», озирающийся и перепуганный водитель, закончивший (правда давно) финскую автошколу? Хотя, с другой стороны, незамутнённому взгляду открываются разные нюансы путешествия в Финляндию на своей машине.
Понятно, что поездка на машине в Финляндию начинается с путешествия по России. Чтобы не утомлять опытных и местных водителей долгими и нудными описаниями трудностей дороги по российской стороне, сразу телепортируем их вниз по тексту в Выборг, ближе к таможенному досмотру. Если вы из Москвы – смело к ним присоединяйтесь, трудно найти условия для вождения сложнее, чем ваша повседневность. Остальным, опытным и не очень, постараюсь заострить внимание на некоторых вещах.
Выезжая на автомобиле из Санкт-Петербурга, и увидев знак окончания черты города (еще один признак – поток начинает разгоняться до 90 и более км/ч), не обольщайтесь. Там еще впереди неожиданно попадутся Лисий Нос и Сестрорецк, с городским ограничением в 60 км/ч, внимательнее – дорожная инспекция не дремлет и бодро отлавливает нарушителей. Благо мест для скрытых засад полно, а встречные потоки разделены весьма широкой лесополосой, так что даже предупредительное моргание дальним светом увидеть затруднительно. Вы, кстати, тоже на этом участке (примерно 40 километров от Санкт-Петербурга) в тёмное время суток (то-есть — зимой) не страдайте излишним альтруизмом, ваши мигания встречным будут малозаметны, но будут слепить и раздражать тех, кто впереди.
В селении Лисий Нос, справа по ходу движения (если считать, что мы едем из Питера) проходит железная дорога, по которой ходят местные электрички. Сделайте над собой усилие, не обращайте на них много внимания (а они притягивают взгляд!), электрички обычно на встречку не выскакивают. Лучше обратите внимание на дорогу – она там четырехполосная, но лучше держаться левой полосы, потому что правый край весь утыкан канализационными (или еще какими) люками. Открытых ни разу не видел, но чем чёрт в лице коммунальщиков не шутит, да и эти люки сами по себе представляют неприятные неровности.
После Сестрорецка будьте внимательней, там попадется пару неудобных мест-развязок типа «угадай правильное направление». Указатели на Выборг там, разумеется, есть. Но и ограничение стоит «40», а эти знаки, похоже, сразу устанавливают в комплекте с нарядом ДПС. Выискивая нужную надпись, можно пропустить этот знак (хотя там повороты крутые, быстро не поносишься). По себе заметил, даже если знаешь об этом месте (но давно не ездил там), то немного дергаешься: «Блин, а куда… а-а-а, во! Выборг! Ой, знак сорок… Ого, какой у вас жезл длинный, товарищ инспектор патрульной службы…».
Далее, собственно, и начинается нормальная трасса. Правда, первые километров пятнадцать – двухрядная и извилистая. Обгонять опасно, потом наверстаете, будет посвободнее. Нет, четырехрядной дорога не станет, официально она останется двухрядной. Добавятся широченные обочины. Остаётся неразрешимой загадкой, почему при огромной загруженности этого шоссе и постоянного трафика караванов дальнобойщиков (плюс просто тихоходных грузовиков) в обе стороны, не была построена четырёхрядка.
Дальнобойщики и тихоходы, надо признать, не зверствуют и почти всегда сползают частично на обочину (особенно финские), пропуская более скоростные транспортные средства. Злостным «непропусканием» грешат, обычно, только прибалтийские водители. Так что зачастую можно обогнать несколько «длинномеров» вообще без пересечения разделительной линии. Но это в идеальной ситуации. В условиях суровой российской действительности на обочине обязательно может что-то стоять. Летом, например, полно грибников и ягодников, бросающих машины напротив приглянувшегося участка леса. В результате чего может возникнуть неприятная ситуация, когда грузовику уже надо возвращаться обратно, а вы его еще недообогнали. Приходится, по возможности, следить и за правой стороной тоже.
Но вот, мы обогнали этакий «паровозик» из нескольких дальнобойщиков и дорога впереди свободна. И что? Можно гнать и расслабиться (до следующего «паровозика»)? А вот и нет. Потому что встречным тоже обгонять надо, даже если обгоняемому нет места справа, чтобы пропустить назойливого гонщика. В нормальном варианте, водитель при обгоне должен быть железно уверен, что он успеет завершить манёвр (вернуться на свою полосу) до пересечения со встречным транспортным средством. В реальности это трансформируется в то, что «обгоняющий водитель надеется, что водитель встречного транспортного средства находится в адекватном состоянии медитативной концентрации на процессе езды и успеет заметить выезд встречного на свою полосу и уклонится, приняв вправо, насколько возможно».
В вышеописанном случае, кроме как поднакопить денег и купить себе танк, можно порекомендовать держаться правее и следить за встречными грузовиками – именно из-за них выскакивают вечно куда-то спешащие сограждане планеты Земля. И обязательно включите ближний свет в любое время суток (там даже на самом шоссе щит с предупреждением стоит), что принесёт изрядную пользу, сделав вас заметнее встречному потоку.
Приготовления в Выборге.
Где что купить в Выборге – тоже оставлю на ваше усмотрение. Там бизнес налажен, полно магазинчиков «24 часа», есть большой супермаркет, правда в нём действует временное ограничение на продажу алкоголя (ночью не купить). В любом случае между таможенными пропускными пунктами есть еще два магазина для забывчивых. Единственное, что посоветую – подзакусить где-нибудь, так как пути таможни неисповедимы, можно и три часа в очереди на границе с Финляндией провести. Особенно надо помнить, что ввозить в Финляндию на одного человека можно:
* водки и других крепких напитков – 1 л. («мартини» — тоже сюда относится, не лопухнитесь, как я однажды!).
* пива – 16 л.
* полный бак бензина (солярки) вашего автомобиля, плюс – 10 л. в канистре.
Также, из-за всеобщей истерии по поводу «свиного» гриппа сейчас очень ужесточились правила ввоза продуктов (позапрещали почти всё, что можно).